История гравюры. Резцовая гравюра, офорт
BY | RU
Резцовая гравюра, офорт
Резцовая гравюра появилась в XV веке в Италии. По другую сторону Альп, где уже сложилась сильная школа гравюры по дереву, эта техника распространилась позже.
Мастер-гравёр делал резцом углубления на металлической пластине, обычно медной. Углублённые бороздки от резца соответствовали линиям рисунка, в них забивалась краска для дальнейшего переноса под прессом на влажную бумагу (этот вид печати называется глубоким). В качестве материалов для печатных пластин использовали и другие металлы и сплавы (цинк, сталь, латунь, свинец).
![]() |
|
Характерным признаком металлогравюры является наличие на оттиске следов от металличекой пластины – фасетов. Особенно чётко видны фасеты на качественной бумаге верже ХVІІ–ХVІІІ веков. В ХІХ веке при создании книжных иллюстраций фасеты иногда обрезали |
В Беларуси эта техника была известна с конца XVI века. Одним из первых, кто применял технику резцовой гравюры, был Максим Ермалинич Вощáнка (Maximus Woszczanka, 1650-е – 1708).
![]() |
|
В 1678 годе в Слуцкой типографии Радзивиллов вышла книга "Monarchia turecka opisana przez Ricota...", которая была украшена 19 подписанными гравюрами Максима Вошчáнки. Это было одно из переизданий популярной в Европе книги английского дипломата Поля Рико о государственном устройстве Османской империи |
Резцовую гравюру, если на ней отсутствуют явные акценты (мелкие треугольные насечки или пунктир такой формы, линии с безупречными чистыми краями и характерным утончением в начале и в конце, чистота линий в местах их пересечения), бывает сложно отличить от офорта, к тому же нередко травленый штрих совмещали с резцом.
![]() |
![]() |
|
Портрет Сигизмунда І Старого. Резцовая гравюра из голландского издания 1615 года. Гравёр Н. де Клерк. |
Техника резцовой гравюры очень трудоёмкая. Более быстрая и не такая утомительная техника – офорт, появилась в начале XVI века в Германии. В технике офорта линии рисунка не резались штихелем, а травились кислотой. Для этого металлическую пластину полностью покрывали кислотоупорным лаком. Художник наносил рисунок по лаку иголкой. После помещения пластины в кислоту не покрытая лаком медь разъедается и на пластине остаётся углублённый рисунок, выгравированный кислотой. Качественное отличие офорта – плавность линий.
В XVII–XVIII веках большинство книжных иллюстраций, географических карт, гравюр создавались именно в технике офорта. |
|
В XVIII веке офорт также сочетали с резцом и другими манерами, что были изобретены на то время (акватинта, пунктирная манера и др.). Отдельно эти художественные техники для репродукционной гравюры использовались редко.
В первой половине ХІХ века в качестве печатной пластины активно использовали сталь. Для облегчения работы сталь отпускалась, после гравировки – закалялась, что позволяло печатать достаточно большие тиражи, в несколько тысяч. Гравюра на стали отличается некоторой сухостью оттиска, в художественных целях этот материал применялся редко.
![]() |
![]() |
|
Усадьба Огинских в Залесьи. Фрагмент гравюры на стали по рисунку Леонарда Ходьки, 1836 год |
Литография и торцовая гравюра в ХІХ веке значительно потеснили металлогравюру из прикладного применения. В конце ХІХ века, после появления гелиогравюры и других полиграфических техник с использованием фотооптического оборудования, гравюра и литография преимущественно были востребованы в художественной сфере.
Терминология и классификация печатных техник с художественной точки зрения несколько отличается от общей. Причиной этому является то, что в прикладной, а позже промышленной печати более важным являлся материал, с которого печатался оттиск, а в художественном эстампе классификация определяется технологией создания печатной формы. Сегодня офорт – одна из наиболее распространённых техник художественного жанра, и, фактически, под офортом подразумевают и другие химические, механические и комбинированные техники (манеры) глубокой печати с металлической пластины.
< Папярэдні | Наступны > |
---|